Белка

Колод 1
Карт в колоде 32
Сколько игроков 4 (2*2)
Ранжирование карт 7, 8, 9, В, Д, К, 10, Т
Цель игры
  • набрать 12 или более очков в партии
  • или набрать 120 очков в раздаче

Белка — так называется карточная игра очень и очень популярная среди жителей Караганды и многих других городов Казахастана. Существует мнение, что она была привезена кем-то из Великобритании и получила огромную популярность и распространение. Играют в нее 4 игрока двое против двоих. Игра состоит из нескольких партий. Одна партия состоит из одной раздачи, в которой 8 розыгрышей взяток. Валеты всегда являются козырями, их старшинство от младшего к старшему: В, В, В, В.

  • Сдача карт. Первый сдатчик карт определяется жребием, если нет желающего. В следующей партии сдает карты следующий игрок по часовой или против часовой стрелки, это на усмотрение игроков, как они решат до начала игры. Рассмотрим вариант игры против часовой стрелки. После определения сдатчика, колода им тщательно тасуется, делится на две части игроком слева, где нижняя часть кладется на верхнюю и затем каждому игроку сдается по 8 карт по две за один раз против часовой стрелки. После сдачи карт в первой партии козырной мастью всегда являются . В следующих партиях козырная масть определяется следующим образом: после сыгранной первой партии определяют и запоминают того игрока, у которого была на руках карта В и этому игроку присваивается масть , игроку справа присваивается масть , игроку напротив присваивается масть и игроку, который сидит слева, присваивается масть . В следующих партиях при сдаче карт игрок, который получит В, должен проинформировать остальных игроков об этом и козырная масть определяется по присвоенной ему масти в первой партии.
  • Раздача. Первый ход в игре принадлежит игроку расположенному справа  от сдатчика. Карта этого игрока определяет масть данного розыгрыша. Игрок кладет свою любую карту на стол в открытом виде, все остальные игроки против часовой, должны положить карту такой же масти, если карты такой масти нет, то игрок должен положить любую карту. Валеты всегда принадлежат к текущей козырной масти. После того, как каждый игрок положит по карте, определяется игрок, который возьмет все выложенные карты (которые называются взятка), этому же игроку принадлежит право начать следующий розыгрыш карт. Взятую взятку игрок кладет возле себя в закрытую стопку. После восьми розыгрышей карт, когда у игроков не останется карт, начинается подсчет очков в сыгранной партии.
  • Подсчет очков. Подсчет очков ведется сначала за карты взятые в раздаче, после чего за эти взятые очки начисляются очки в партии. Общее количество очков всех карт 120.

Стоимость карт в очках в раздаче:

    • 11 очков — Туз;
    • 10 очков — 10;
    • 4 очка — Король;
    • 3 очка — Дама;
    • 2 очка — Валет;
    • 0 очков — 7, 8, 9.

Стоимость очков в партии:

    • 1 очко в партии — достается паре игроков, которая набрала от 61 до 90 очков в раздаче;
    • 2 очка в партии — достается паре игроков, которая набрала от 91 до 119 очков в раздаче;
    • 1 дополнительно очко — достается игрокам тогда, когда у их соперников в раздаче находится В.

Если пара игроков набирает 60 очков, то очки в партии не прибавляются и в следующей партии выигравшая пара игроков может по желанию добавить 4 очка или наградить соперников титулом «Жумыртка (яйца)». Если пара игроков в партии набирает 120 очков (эта ситуация называется «Голи»), то партия считается выигранной.

  • Особые условия игры. Запрещается сдвигать под одну карту, когда колода делится на две части, которые меняются между собой местами, не должно быть при делении в одной из частей карт менее 2-х. При сдаче карт разрешается вскрывать 2, 4 или 6 карт всем игрокам в любой последовательности при условии, что за раз кладутся по две карты. Разрешается пересдача карт, если у игрока в начале игры сумма очков оказалась меньше 13-и или на руках оказались 4 девятки. Если произошли 3 пересдачи карт подряд, то команде, которая раздает открывается один глаз.

Дополнения. В различных районах Казахстана играют по-разному. Например, раздача карт и ход игры могут идти, как по часовой стрелке, так и против нее. Поэтому определение козырной масти идет по ходу часовой стрелки: червы, пики, бубны. Соответственно, колода снимается игроком против часовой стрелки. Подсчет очков идет с использованием 6-ок. Существуют дополнительные правила: запрещается скидывать Туза не игравшей масти; в первом розыгрыше победитель открывает строго 2 очка. При возникновении «Голи», игра продолжается дальше без определения козырной масти, увеличивается только счет партий. Проигравшая пара по очкам награждается титулом «Ешкi» (коза), пока они не отыграются.


Белка (вариант игры с «Глазами»)

Игра идет по правилам игры, что написана выше, за следующими дополнениями и изменениями. В игре появляется новый термин «Глаза», что он означает читайте далее.
Для игры используется колода из 36-и карт, из которой изымаются шестерки, и которую делят поровну между командами следующим образом: 2 черные шестерки отдают одной команде, а 2 красные шестерки другой команде. На каждой шестерке расположены по 6 меток, которые называются «Глаза», так у каждой команды получается по 12 Глаз. По ходу игры эти Глаза вскрываются и выигрывает та команда чьи Глаза в конце игры не будут до конца вскрыты, соответственно та команда, у которой будут вскрыты все Глаза считается проигравшей, но это не считается в том случае, если происходит чистая победа, то есть одна из команд забирает все без исключения взятки в одной игре.
В данном варианте игры выигрывает та команда, которая в конце раздачи набирает более 60-и очков. Порядок открывания Глаз в конце раздачи следующий:

  • 1 глаз — если команда набрала больше 60 очков и по ходу раздачи козырь был с этой команды;
  • 2 глаза — если команда набрала больше 60 очков и по ходу раздачи козырь был с команды соперника.

Существует рубеж в 30 очков при подсчете очков, который называется «Спас» и если одна из команд набирает менее 30-и очков, то при открытии Глаз к ним прибавляется еще один Глаз. Если одна из команд набрала более 60-и очков и по ходу раздачи козырь был с этой команды, а команда соперника не набрала Спас, то открываются 2 Глаза. Если одна из команд набрала более 60-и очков и по ходу раздачи козырь был с команды соперника и к тому же команда соперника не набрала Спас, то открываются 3 Глаза.
Если обе команды набрали по 60 очков (яйца), то в данном случае игра продолжается и в этой раздаче Глаза не вскрываются и на следующую раздачу ставятся 4 Глаза, то есть победитель следующей раздачи вскрывает 4 Глаза.

Система штрафов. Если игрок забыл сдвинуть колоду, то команде этого игрока открывают Глаз.
Если игрок при наличии карты в масти хода не положил ее, а положил карту другой масти, то команде этого игрока открывают Глаз.
Если игрок 3 раза сдвигает под девятку, то команде этого игрока открывают Глаз и игрок заново сдвигает, и каждая следующая девятка после сдвига — открывает один Глаз, сдвигает игрок до тех пор, пока не будет девятки.