Деберц (Калабриаз, Клобберяш, Клоб, Белла)

Колод 1
Карт в колоде 32
Сколько игроков 2, 3, 4
Ранжирование карт
  • в козырной масти — 7, 8, Д, К, 10, Т, 9, В;
  • в не козырной масти — 7, 8, 9, В, Д, К, 10, Т.
Цель игры первым набрать 501 или более очков

Прекрасная карточная игра на мой взгляд. Частенько играю в нее онлайн. Игра интеллектуальная и, не имея простейших аналитических способностей, в нее сложно будет побеждать, случайный выигрыш практически невозможен. Существуют несколько мнений о происхождении игры:

  • одни считают, что карточная игра Деберц появилась в России в середине 70-х годов XX века;
  • другие считают, что она появилась среди каторжников Сахалина в начале XX века и после получила свое распространение по России;
  • есть мнение, что Деберц появился в еврейских общинах и был очень популярен в 30-е годы XX века;
  • некоторые считают, что Деберц родом из Шотландии, где называется Бела;
  • слышал, что и Одесситы, говорят, что они придумали эту игру.

Деберц имеет большое количество вариантов и договоренностей: Московский Деберц, Харьковский Деберц, Одесский Деберц (Клабор), Деберц с договоренностями и др. Сегодня многие сайты предлагают играть в Деберц онлайн, по сети или по мобильному телефону, только такие приложения или не имеют, или имеют мало настроек, что не позволяет показать все прелести данной игры. Для начала опишу правила игры в Деберц по московским правилам, так как данные правила считаются классическими, а все остальные варианты игры являются от него производными. Затем рассмотрим все оставшиеся разновидности.

Московский Деберц

Играют 2 или 3 игрока. Партия играется до 501 очка. Партия состоит из нескольких сдач и продолжается до тех пор, пока один из игроков не наберет 501 или более очков. Сдача состоит из нескольких этапов: сдачи карт, торговли, розыгрыша карт, подсчета очков.

  • Сдача карт. Первый сдатчик карт в сдаче определяется жребием, в следующей сдаче сдает карты игрок, который наберет наибольшее количество очков в предыдущей сдаче (в некоторых компаниях сдают карты по очереди). Колода тщательно тасуется и каждому игроку раздается по 6 карт по 3 карты за раз. Оставшаяся колода кладется на центр стола в закрытом виде. Верхняя карта колоды открывается и кладется перпендикулярно в открытом виде под оставшуюся колоду (как в Дураке) это так называемый потенциальный козырь, с которым игроки будут соглашаться играть или не играть.
  • Торговля. После сдачи карт, начинается торговля, которая может состоять из 2-х этапов.
    • Первый этап. Начиная с игрока слева от сдатчика и далее по часовой стрелке, каждый игрок основываясь на своих картах, объявляет согласие на игру с козырем, который был открыт при сдаче, сказав «играю» или отказаться от игры, сказав «пас». Если игрок согласился играть, то игрокам до сдают карты и начинается розыгрыш, если сказал пас, то такое же право переходит к следующему игроку по часовой стрелке. В том случае, если нет ни одного игрока, который бы согласился на игру и все сказали пас, то начинается второй этап торговли. При соответствующей договоренности между игроками при условии, что один из игроков согласился играть, и одного из игроков имеется на руках козырная семерка, то он имеет право заменить ее на козырную карту.
    • Второй этап. Начиная с игрока слева от сдатчика и далее по часовой стрелке, каждый игрок вправе объявить любую другую масть козырной, назвав эту масть, например, «червы» или сказав «пас». Если игрок выбрал другую масть козырной, то игрокам до сдают карты и начинается розыгрыш, если игрок сказал пас, то это же право переходит к следующему игроку по часовой стрелке. Если все игроки отказались играть, то карты собираются со стола и передаются для новой сдачи карт следующему игроку по часовой стрелке. Существует вариант игры, который называется «с обязом», когда если все говорят пас на втором этапе торговли, то сдатчик должен обязательно выбрать козырную масть и играть, и новой сдачи карт нет. Если один из игроков выбрал козырь, то остальные игроки говорят, что он «играет» и называют такого игрока «играющим».
  • До сдача карт. Как только в процессе торговли появился играющий, то сдатчик сдает еще по 3 карты каждому игроку из оставшейся колоды, нижнюю карту из оставшейся колоды открывает и кладет ее поверх колоды в открытом виде. Эта карта называется «фреза» или «свечка», она не имеет никакого значения, кроме информативного. Данное правило распространяется только при игре вдвоем или втроем, так как вчетвером это выглядит иначе (описано при игре вчетвером).

    Таким образом, каждый игрок имеет перед началом розыгрыша по 9 карт. Если у одного из игроков имеются 4 семерки, как до торговли, так и после нее, когда у игроков уже по 9 карт, то игрок может потребовать пересдачи карт, показав карты другим игрокам, но только до того, как будет сделан первый ход розыгрыша.

  • Комбинации карт. После торговли начинается розыгрыш взяток. До розыгрыша взятки, игрок который ходит первым, может объявить о наличии особых сочетаний карт и получить за это очки. Особым сочетанием карт называется комбинация. Комбинацию можно объявлять только после выигрыша взятки или же когда игрок ходит в игре первым. Другой игрок имеет право перебить объявленную комбинацию своей комбинацией, если она старше. В итоге тому игроку, у которого на руках окажется старшая комбинация, будут начислены очки за комбинацию. В классической игре существуют 3 различных комбинации карт, ниже они перечислены от старшей к младшей:
    • Терц — 3 карты одной масти подряд, например, 7-8-9;
    • Полтинник, Берц, Полтина, Полташ — 4 карты одной масти подряд, например, 7-8-9-10;
    • Белла (произносится через «э» бэлла) — козырная Дама и козырный Король (козырный марьяж).

Терц и полтинник должны быть заявлены до первого хода. Комбинации, которые не были объявлены в зачет не идут. Беллу игрок может объявить в любой момент, как до начала игры, так и при своем первом ходе. При старшинстве нужно учитывать следующее:

    • Любой полтинник старше любого терца. Например, один игрок объявляет 2 терца, а другой объявляет полтинник, то владелец полтинника записывает себе очки за него, а владелец двух терцев нет.
    • При равенстве одинаковых комбинаций, побеждает комбинация с более старшими картами, то есть комбинация Д-К-Т старше комбинации В-Д-К.
    • При равенстве комбинаций преимущество у козырной комбинации.
    • При равенстве комбинаций, где карты комбинаций одинаковы и комбинации не козырные, преимущество получает игрок, который объявил комбинацию первым, то есть если игрок А объявил терц и затем игрок Б объявил терц и эти терцы равны и не козырные, то победителем становится игрок А.
    • Среди нескольких равных комбинаций побеждает игрок, у которого одна из комбинаций с более старшими картами, несмотря на наличие нескольких младших комбинаций. Например, игрок А имеет на руках 2 терца от Валета, а игрок Б имеет один терц от Дамы, а другой от 8, то игрок Б побеждает.
    • Если соперник не перебивает старшую комбинацию игрока, то игрок может объявить все остальные комбинации, те что младше первой объявленной. В этих комбинациях не должно быть ни одной общей карты. Например, нельзя объявлять одновременно пятьдесят от Туза и терц от Валета (козырных), так как Валет является общей картой для двух комбинаций. Исключением является белла. Белла может входить в любую другую комбинацию. Белла не перебивается другими комбинациями и сама не перебивает других комбинаций.

Примеры. Допустим, игрок А объявляет комбинацию терц, а следующий игрок по очереди объявляет такую же терц. Игрок Б спрашивает у игрока А отчего у него терц или говорит «Рост?». Игрок А обязан назвать старшую карту в своем терце. Например, у игрока А 9-10-В, тогда он должен сказать «Валет». Если же у игроков по нескольку объявленных терцев, то игрок говорит старшую карту старшего терца. В том случае, если игрок Б имеет меньший терц, то он говорит «Меньше» или «Твой». Если у игрока Б больший терц, то он называют свою старшую карту в комбинации, если терцы равны, то тот, кто имеет козырный терц, побеждает в объявлении, если козырных терцев нет, то тот, кто объявил по порядку сдачи карт первым, побеждает. Если игрок А объявил полтинник, то следующие игроки терцы уже не объявляют.

  • Розыгрыш. После объявления комбинации или наоборот объявления комбинации не было, игроки разыгрывают взятки. Первым в игре при розыгрыше первой взятки ходит игрок расположенный слева от сдатчика. Он должен положить на стол свою любую карту в открытом виде, а каждый следующий игрок по часовой стрелке, должен положить карту такой же масти, если такой карты нет, то должен положить свою любую козырную карту, если и козырной нет, то должен положить свою любую карту. Если ход сделан с козырной карты, то ее надо обязательно перебивать, то есть класть на нее козырную карту старшего значения, если карты старшего значения нет, то нужно класть любую карту козырной масти, если и такой нет, то необходимо класть карту любой другой масти. Итак, каждый игрок должен положить по одной карте. Выложенные карты называются взятка. Взятку забирает тот игрок, который положит самую старшую карту в масти карты первого хода или кто положит козырь, или кто положит самого старшего козыря, если козырей несколько. Взятые карты во взятке, игрок кладет возле себя в закрытом виде, и после этого делает первый ход в розыгрыше следующей взятки. Таким образом, игроки разыгрывают все свои карты, после чего подсчитывают очки за карты, что находятся во взятых взятках.
  • Подсчет очков.

Очки за взятки:

    • 2 очка — Валет в не козырной масти;
    • 3 очка — Дама;
    • 4 очка — Король;
    • 10 очков — 10;
    • 11 очков — Туз;
    • 14 очков — 9 в козырной масти;
    • 20 очков — Валет в козырной масти.

Таким образом, за одну  сдачу (сыгранную игру) можно набрать 162 очка, такая игра называется «сто шестьдесят вторая». К набранным очкам за взятки игроки приплюсовывают бонусные очки за комбинации и за последнюю взятку, что называется «послед».

Очки за комбинации

    • 10 очков — за последнюю взятку;
    • 20 очков — (белла) козырный Король с козырной Дамой;
    • 20 очков — (терц) 3 карты одной масти подряд;
    • 50 очков — (полтинник) 4 карты одной масти подряд.

Если в игре был объявлен терц, то такая игра называется «сто восемьдесят вторая», где к 162 очкам прибавляются 20 очков за терц. Очки за терцы и полтинники записываются игроку только в том случае, если он взял хотя бы одну взятку, пусть даже без очков. Очки за беллу записываются всегда, конечно, если она была объявлена. Полученные очки игроки записывают в таблицу. В каждой сдаче игрок, который объявил козыря, должен взять больше очков, чем его соперник при игре вдвоем или чем его оба соперника при игре втроем. В том случае, если игрок, который объявил козыря, взял меньше очков, чем его соперник, то его очки прибавляются к очкам соперника, а игроку записывается байд (байт), который обозначается в таблице очков буквой «Б». Если игра проходит втроем, то очки игрока записываются тому из двоих соперников, который взял больше очков. При равенстве очков могут иметь две ситуации, что ниже:

    • игрок, который заказал игру (играющий), набрал одинаковое количество очков со своим соперником (игра вдвоем) или со своими соперниками (игра втроем), в данном случае очки этого игрока записываются отдельно и называются «висячий байд». Эти очки получит тот из игроков, включая игрока заказавшего игру, кто в следующей сдаче наберет наибольшее количество очков;
    • если байд состоялся, но оба соперника играющего набрали равное количество очков, то в этом случае очки играющего также записываются отдельно и получит их один из соперников, который в следующей сдаче, наберет большее количество очков, играющий, который получил байд, на эти очки не претендует.

Партия выигрывается, когда один из игроков первым наберет 501 или более очков.

  • Ошибки в игре и штрафы. В записи каждого игрока существует «правило карандаша» это когда игрок делает запись и не убирает в колоду подсчитанные карты, и после этого кладет карандаш. Если соперник у другого игрока заметил приписку лишних очков, то он указывает на эту ошибку и записывает себе разницу, а с этого игрока списываются эти очки. При ошибке в 100 очков ошибка просто исправляется без наказания. Если игрок (за исключением играющего) записал меньше очков, чем набрал, то ошибка также просто исправляется без наказания. Если играющий записал меньше очков, чем положено, то объявляется байд. Байдом также наказывается:
    • фальшренонс (ошибочный ход картой);
    • при наличии лишней карты на руках;
    • недостачи карты на руках;
    • ложное объявление комбинации;
    • замена козырной семерки на фрезу (нижняя карта оставшейся колоды, которая кладется поверх бывшего потенциального козыря);
    • замена семеркой вскрытого потенциального козыря, если игра идет иначе.

Ложное объявление об окончание игры наказывается сразу же проигрышем партии.


Варианты игры

Торговля. По предварительной договоренности между игроками существует версия игры «с обязом», когда все игроки после второго круга торговли говорят пас, то сдатчик должен обязательно играть и пересдача карт не производится. Если одним игроком объявлена игра при козыре открытом во время сдачи, то любой игрок, который имеет козырную семь может обменять ее на открытый на столе козырь, как до прикупа, так и после, но только до первого хода (чаще всего до подъема карт прикупа). Владелец козырной семерки может и не обменивать ее.

Комбинации карт. Возможны еще несколько комбинаций, за которые начисляются очки или дается победа.

  • Сотня — 5 карт подряд одной масти, за которые начисляются 100 очков.
  • Деберц — 6 семь карт одной масти, за которые игроку присуждается победа.

Розыгрыш. Белла может быть объявлена при любом своем ходе.

Подсчет очков. Существует вариант игры вдвоем, когда игроку для победы нужно набрать не 501 очков, а 301 очко. При игре вчетвером возможна игра до 1001 очка.

Штрафы. Иногда за 3 набранных байда игроку назначается штраф в -100 очков. Существует такое понятие как «лыжа» или «болт» — когда игрок в сдаче не взял ни одной взятки, за это назначают штраф при игре в 2 и 4 (сам за себя) игрока -50 очков и при игре в 3 и 4 (пара на пару) в -100 очков.

Примечание. Все вышеперечисленные договоренности относятся к Харьковскому Деберцу, но так как их зачастую добавляют к классическим правилам игры, не называя Деберц харьковским, поэтому решено было их выделить отдельно. Ниже при описании Харьковского Деберца они дублируются.


Харьковский Деберц

В Харьковский Деберц (Дэбчик) играют по правилам Московского Деберца за ниже перечисленными изменениями в правилах. При чем необязательно это могут все перечисленные ниже договоренности, достаточно нескольких основных и это уже по сути будет другая игра, а количество договоренностей в игре определяется игроками:

  • возможно играть вчетвером, в том числе пара на пару, иногда данный вариант зовется «Бэлоид»;
  • каждая последующая сдача производится не выигравшим игроком, а по очереди по часовой стрелке и карты необходимо сдвигать, если игрок не сдвинул карты, то ему записывается байд. Сдвиг, это когда после тасования карт, игрок которому предоставилась данная возможность, должен разделить колоду в любом месте на две части и поменять их местами, тем самым защищая колоду от подтасовки карт;
  • 3 набранных байда могут налагаться штрафом в -100 очков, а игра без взяток в -50 очков;
  • потенциальный козырь должен лежать поверх колоды;
  • при игре вдвоем фреза (нижняя карта колоды) не открывается, чтобы сложнее было играть и было невозможно просчитать карты соперников;
  • если сдатчику второй раз предоставляется возможность выбора козыря, то он должен назвать другую масть, то есть которая не была потенциальным козырем. Обычно так загоняют сдатчика в «обяз», то есть в безвыходное положение, когда у сдатчика нет хороших карт, а он обязан играть;
  • после того как определился козырь, игрокам раздают не по 3, а по 4 карты при игре в 2 или 3 игрока, и раздают по 2 карты при игре в 4 игрока, таким образом вся колода в игре;
  • существует несколько вариантов обращения с потенциальным козырем:
    1. ее берет себе играющий;
    2. ее кладут в низ колоды;
    3. она может быть поменяна на семерку, но при игре в 4 игрока ее забирать нельзя, ее берет играющий;
  • комбинация деберц может считаться по-другому — 6 или 7 карт одной масти подряд, это могут быть козырные или не козырные карты. Игрок объявивший и показавший деберц, получает максимум очков (301, 501, 1001) и выигрывает партию;
  • при игре в 4 игрока в игру вводится дополнительная комбинация «сотня» — 5 карт одной масти подряд;
  • старшинство комбинаций не зависит от наличия козырной масти в комбинации;
  • бела может быть объявлена только до того момента, когда будет перевернута последняя взятка, то есть до последнего своего хода;
  • первый ход принадлежит играющему;
  • при розыгрыше карт игрок имеет право положить козырь или карту другой масти в ответ на первую карту, с которой начался ход. В таком случае, в конце игры игрок заметивший это, имеет право забрать у этого игрока одну любую взятку, но только кроме взятки с козырным валетом;
  • при игре в 3 игрока, очки игрока, который получил байд, могут быть поделены поровну между двумя другими игроками, независимо от того, кто из них набрал больше очков;
  • партия не может быть досрочно завершена на козырного Валета. Игрок, который хочет закрыть партию, должен взять любую взятку после хода козырным Валетом. Если же Валет был все же последней взяткой, то игроки начинают новую сдачу. Если же у игрока не хватает нужного количества очков, то все очки за сыгранные сдачи вдвойне достаются сопернику и игра продолжается;
  • при игре в 4 игрока обяз может не распространяться на партнера по команде.

Клабор (Одесский Деберц)

Одесский Деберц играется по правилам Московского Деберца и содержит в себе частично правила Харьковского Деберца и совершенно новых договоренностей в игре. Некоторые термины игры частично изменены. Ниже перечисляются все договоренности, что используются в Одесском Деберце, хотя и необязательно их все использовать:

  • при игре в 4 игрока играют парами двое на двое;
  • карты сдаются всегда по очереди по часовой стрелке;
  • первый ход всегда за играющим;
  • бела объявляется только в момент, когда игрок кладет козырную Даму или козырного Короля. Если игрок объявляет белу, а взятку забирает другой игрок, то очки за белу записываются игроку взявшему взятку;
  • если после окончания всех разыгрываемых карт в сдаче игрок не взял ни одной взятки, то со счета игрока вычитается 100 очков;
  • сдвиг колоды после тасования карт обязателен;
  • сдача карт начинается всегда с игрока слева от сдатчика;
  • если у игрока после сдачи карт, на руках без прикупа менее 2-х очков, то объявляется пересдача карт. Иногда минимальное количество очков игроки оговаривают перед игрой;
  • если сдатчику предоставляется второй раз возможность выбора масти, то он обязан назвать другую масть, пасовать нельзя, данное правило называется «обязон»;
  • если соперники набирают равное количество очков, то объявляется «висяк» и карты сдает следующий игрок по часовой стрелке и тот кто выбирал козырь в прошлый раз должен будет играть в ту масть, которая выпадет при сдаче, то есть козырь не выбирается. Терцы и полтины не объявляются ни кем, разрешается объявлять только белу. Если игрок заработавший висяк, выиграет эту игру, то очки записываются обычным образом с добавлением очков прошлой игры. Если будет байд, то очки получит соперник за обе игры;
  • терцы и полтины можно показывать в промежутке от сдачи карт и до переворачивания второй взятки;
  • если у обоих соперников терц по старшинству совпадает и оба терца некозырные, то терц засчитывается тому из них, кто взял последнюю взятку;
  • единственная карта в масти десятка называется «неприкрытая», так как при заходе в данную масть ничего не остается, как выложить ее;
  • существует понятие «ланжировать», когда при некозырной взятке, игрок специально кладет карту меньшего достоинства, вместо имеющегося у него туза по этой же масти, так он сохраняет старшую карту, чтобы при следующем заходе по данной масти иметь шанс забрать десятку, которая может оказаться неприкрытой;
  • козырь соперника перебивается всегда;
  • при игре в 4 игрока, потенциальный козырь всегда идет сдатчику;
  • может использоваться дополнительная комбинация карт «клабор» это 6 карт одной масти подряд с туза, сразу сданных игроку без дополнительно розданных карт прикупа. Если игрок объявляет клабор, то партия считается им выигранной;
  • в том случае, если игрок забирает взятку козырем, или кладет другую масть, при условии, что у него на руках имеется масть, с которой был «заход», то объявляется пересдача, а со счета игрока (игроков) вычитается 100 очков.

Короткий Деберц

В данный вариант Деберца играют по правилам московского Деберца за исключением следующих изменений в правилах. Эти изменения служат как варианты игры.

  • Короткий деберц: выигрывает тот игрок, который наберет большее количество очков.
  • Короткий деберц в одну сдачу без байда вдвоем: выигрывает тот игрок, который наберет большее количество очков; кто заказал козырь не имеет никакого значения.
  • Короткий деберц в одну сдачу без байда втроем: выигрывает тот игрок, который наберет большее количество очков; кто заказал козырь не имеет никакого значения.
  • Короткий деберц в одну сдачу с байдом вдвоем: игрок, который заказал козырь, в случае меньшего набора очков, чем его соперник, проигрывает двойную ставку — байд вдвойне.
  • Короткий деберц в одну сдачу с байдом втроем: тот игрок, который заказал козырь, в случае выигрыша получает с каждого игрока по одной «ставке», в случае проигрыша — платит каждому по одной «ставке». Под ставкой понимается определенное количество очков.
  • Короткий деберц в одну сдачу с даве (предложение сдаться) вдвоем. Игрок, который скажет «даве» предлагает сопернику сдаться за определенное количество очков или играть за двойное количество этих очков. Один и тот же игрок не имеет права делать предложение 2 раза подряд. Если соперник предложившего игрока примет предложение об увеличении ставки, то право сделать следующее даве принадлежит ему. В том случае, если он предложит еще увеличить ставку, то право следующего даве опять переходит к сопернику.
  • Увеличение ставки оговаривается между игроками до начала игры и может носить как арифметическую, так и геометрическую прогрессию.

Деберц с полтинниками

Данный вариант игры подразумевает следующие правила в игре: в любое время после назначения соперником козыря, но перед до сдачей трех последних карт, игрок может предложить сопернику записать без игры 50 очков. Если разрыв в записи очков достигнет 250 очков, то партия будет считаться законченной, а выигрыш будет принадлежать игроку, который ведет в счете.