Рука и нога (Hand and Foot)

Колод 5 (для 4-х игроков)
Карт в колоде 52 и 2 Джокера
Сколько игроков 4 (2*2)
Ранжирование карт 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, В, Д, К, Т
Цель игры первыми со своим партнером избавиться от своих карт, составляя наборы карт

Североамериканская карточная игра, считается, что она произошла от игры Канаста. Существуют версии игры для шести игроков в двух командах по три игрока в каждой или любого количества игроков, где каждый играет сам за себя, но самая популярная это версия для 4-х игроков в партнерстве. Опишем данную версию, правила которой предоставил Bill Whitnack. Партнерами становятся по желанию или по жребию. Перед игрой партнеры располагаются за столом друг напротив друга так, чтобы по левую и правую руку каждого игрока были его соперники. В игре используются 5 колод карт, в том числе по 2 Джокера в каждой колоде, всего 270 карт.

  • Сдача карт и наборы. Первый сдатчик карт определяется жребием или по желанию, в следующих играх игроки сдают карты по очереди, по часовой стрелке. Далее сдатчик тщательно перемешивает, перетасовывает все карты и выкладывает в 4 закрытые стопки по 13 карт, затем он по часовой стрелке передает по одной стопке каждому игроку эти карты называются «рука». После этого выкладывает еще в 4 закрытые стопки по 13 карт, затем он снова по часовой стрелке передает по одной стопке каждому игроку, эти карты называются «нога». Таким образом, каждый игрок получил по 2 стопки карт, первая полученная стопка называется «рука», а вторая полученная стопка называется «нога». Оставшиеся карты кладутся в закрытом виде, то есть лицевой стороной вниз на центр стола, это будет запас. Верхняя карта с запаса снимается и кладется рядом с запасом в открытом виде, эта карта начинает стопку сброса, если эта карта оказывается тройкой красной масти или Джокером, то эта карта кладется в середину запаса и сверху колоды вновь снимается верхняя карта для первой карты сброса. Каждый игрок берет в руки карты «руки», а карты «ноги» смотреть запрещается, пока есть карты руки. Цель каждого игрока состоит в том, чтобы избавиться от всех карт своей руки, а затем избавиться от карт ноги, составив набор из карт «мелд» (MELD). Мелд представляет собой набор от 3-х до 7-и карт включительно одного ранга, которые размещаются на столе лицевой стороной вверх. Мелд не может иметь менее 3-х или более 7-и карт. Выложенные наборы принадлежат не одному игроку, а обоим, которые играют в партнерстве. Партнеры могут вместе выкладывать эти комбинации, например, один игрок из команды открывает набор тремя картами, а партнер этот набор в свою очередь продолжает. В наборах разрешается использовать карты от четверки до Туза включительно. Тройки в наборах использовать нельзя, так как они имеют особый смысл. Двойки и Джокеры это свободные карты и их можно использовать в наборах вместо любых других, но набор из 3, 4 или 5 карт может содержать не более одного Джокера или двойки и набор из 6 или 7 карт может содержать не более 2-х таких карт. Допускается собирать набор полностью из свободных карт, из двоек или Джокеров. Итак, существуют следующие типы мелд:
    • чистый мелд — в наборе не используются двойки и Джокеры;
    • грязный мелд — в наборе есть одна или две свободные карты (двойка или Джокер);
    • дикий мелд — набор состоит полностью из свободных карт (двоек или Джокеров).

Мелд состоящий из семи карт, является полным и называется «куча». Когда набор из карт собран, эти карты лежат в стопке, и верхняя карта стопки должна обозначать:

    • чистый мелд — верхняя карта стопки должна быть красной масти;
    • грязный мелд — верхняя карта стопки должна быть черной масти;
    • дикий мелд — верхняя карта стопки должна быть свободной картой (Джокером или двойкой).

Собранные мелд из семи карт должны храниться только перед одним членов 2-х партнеров, а другой партнер этой команды должен хранить мелд от 3-х до 6-и карт.

Игра заканчивается, когда один из игроков избавляется от всех своих карт в руке и ноге, но при этом должны быть выполнены все ниже перечисленные условия:

    • оба партнера команды, где игрок избавился от всех своих карт должны иметь 2 чистых мелд, 2 грязных мелд и один дикий мелд;
    • партнер, игрока который избавился от всех своих карт должен был избавиться от карт руки и играть картами ноги;
    • игрок, который избавился от всех своих карт, должен спросить у своего партнера, можно ли ему выйти из игры, и если партнер соглашается, то игра заканчивается, а если нет, то игрок не выходит из игры на этом ходу.

После того как заканчивается игра, начинается подсчет очков за карты, которые остались в руке и ноге игрока.

  • Розыгрыш. Итак, первый ход в игре принадлежит игроку расположенному слева от сдатчика. Первый игрок, как и каждый следующий по часовой стрелке, должен в первую очередь положить на стол в открытом виде тройки красной масти и взять такое же количество карт из карт запаса. Если у первого игрока нет этих троек, то ход переходит к следующему игроку по часовой стрелке, пока не будут выложена хотя бы одна тройка, после чего игрок на своем ходу делает следующее:
    • берет две карты из запаса;
    • может доложить одну или несколько карт к собираемому набору из карт со своим партнером;
    • положить одну любую свою карту сверху стопки сброса.

В качестве альтернативы при взятии 2-х карт из карт запаса, игрок может взять 7 верхних карт из стопки сброса, при условии, что в стопке сброса есть не менее 7-и карт. Для того, чтобы забрать карты из колоды сброса, должны выполняться все из следующих 3-х условий:

    • верхняя карта стопки сброса не должна быть тройкой;
    • у игрока должно быть две карты, которые такого же значения, что и верхняя карта сброса;
    • игрок должен немедленно объединить все эти три карты вместе с картами, что у игрока в руке.

Стоит отметить, что наборы собираются только в партнерстве, то есть партнеры одной команды не могут собирать наборы партнеров другой команды. Нельзя собирать сразу несколько мелд. Сначала собирается один и только после сбора первого партнеры начинают собирать второй.

Карты ноги. Когда заканчиваются карты руки, игрок поднимает карты ноги, существует 2 способа как это может произойти. Если игроку удается вложить все карты руки в набор, то игрок может сразу поднять карты ноги и продолжить свой ход, отбрасывая одну карту в сброс. С другой стороны, если игрок вложил все карты руки кроме одной в набор, то игрок одну оставшуюся карту сбрасывает в сброс и берет карты ноги, которыми играет в следующем своем ходе.

Красные и черные тройки. Красные тройки всегда используются для начала сбора наборов. Всякий раз, когда игрок обнаруживает, что у него в руках красная тройка, то он должен немедленно на своем ходе поместить ее лицевой стороной на стол и взять взамен одну карту из запаса. Почему это нужно делать? Потому что в том случае, если партнер этого игрока выходит из игры, то начинают начислять бонусные баллы и при отсутствии этой красной тройки партнеры не получат за них бонусные баллы. А от черных троек можно избавиться, только отбрасывая их в сброс.

Конец игры. Как было написано выше, игра заканчивается, если игрок, попросил разрешения у своего партнера на выход из игры и составив набор, избавился от всех своих карт. Существует и обычный конец игры, когда закончился запас, в этом случае игроки подсчитывают очки за оставшиеся карты и никто не получает бонусные очки за выход из игры. Обычно игроки играют несколько игр и по их итогам определяют команду победителей. О количестве игр игроки договариваются перед первой игрой.

  • Подсчет очков. Стоимость карт в очках:
    • 50 очков — за каждого Джокера;
    • 20 очков — за каждую двойку или Туза;
    • 10 очков — за каждую карту от восьмерки до Короля включительно;
    • 5 очков — за каждую карту от четверки до семерки включительно;
    • 5 очков — за каждую тройку черной масти.

Имеются также и бонусные очки, которые считаются отдельно от очков за карты. Команды игроков получают следующие бонусные очки за наборы карт, которые они собрали:

    • 500 бонусных очков — за каждый чистый мелд;
    • 300 бонусных очков — за каждый грязный мелд;
    • 150 бонусных очков — за каждый дикий мелд;
    • 100 бонусных очков — за выход из игры, когда игрок избавляется от всех своих карт и игра оканчивается;
    • 100 бонусных очков — за каждую тройку красной масти.