ДоМиМи (До-мини-минион)

Колод 1, 2 и более, в зависимости от количества игроков
Карт в колоде 52 и 2 Джокера
Сколько игроков 2 и более
Ранжирование карт Т, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, В, Д, К, Джокер
Цель игры набрать как можно больше очков

Автором этой карточной игры является Антон Федоров (hcab@ya.ru). Для игры «ДоМиМи» понадобятся несколько одинаковых колод игральных карт в 54 листа. Минимальное количество колод для игры определяется из расчета 1 колода на двух участников, но можно добавить и лишнюю колоду. Вдвоем можно играть одной колодой, хотя интереснее двойной или тройной. Число участников не ограничено, однако динамичной игра будет для 2–10 человек. В начале игры все карты раскладываются на столе в несколько слоев, число слоев соответствует числу колод. Разложенные карты составляют игровое поле.

ДоМиМи

Игровое поле, формой напоминающее большую батарейку, разделено на две неравные группы: большую часть карт составляют «деньги» (от Туза, равного единице, до десятки), меньшую – «картинки» (Валеты, Дамы, Короли и Джокеры). «Деньги» очков не приносят, но они потребуются, чтобы покупать «картинки». Валет приносит 2 очка, Дама – 3, Король – 4 и Джокер – 7 очков. Общее число очков в одной колоде – 50.
Цель игры: набрать как можно больше очков.

  • 1 этап игры. Шабашка. В начале игры каждый играющий получает по 4 карты: Туза и двойку 2-х разных мастей. Максимальное разнообразие мастей достигается для шестерых участников: , , , , ♥♦, . При меньшем числе участников какие-то сочетания пропускаются, при большем – повторяются.
    Четыре карты, полученные игроком, составляют личную колоду игрока. На первом этапе игры задача игрока – наполнить ее крупными картами (восьмерками, девятками, десятками), желательно различных мастей.
    Каждый игрок тасует свою колоду. Затем по очереди по часовой стрелке делают ход. Ход заключается в том, что игрок открывает три верхних карты своей колоды, выполняет действия, о которых речь пойдет ниже, и складывает эти карты плюс карты, взятые с поля, около себя в стопочку на столе (сброс). В следующий ход он открывает новые три карты из своей колоды. Если карт в личной колоде осталось менее трех (одна или две), у игрока выбор: либо открыть оставшиеся карты колоды, перетасовать колоду (сброс, скопившийся на столе около игрока) и добавить к ним недостающее до трех число карт, либо, не глядя в эти карты, смешать их со сбросом, перетасовать и открыть верхние три карты. Таким образом, карты сброса вновь становятся личной колодой.
    Ну а теперь рассмотрим, что же можно сделать с выпавшими тремя картами. Возможные действия игрока будем пояснять на примерах.
    • Собирательный ход. Если из трех карт выпало несколько карт одной масти, игрок может взять с игрового поля карту (или несколько карт) на ту же сумму. Так, в первый ход у игрока обязательно выпадут Туз с двойкой одной масти и Туз или двойка другой, и он может взять тройку первой масти:
      Выпало T
      2 2, игрок берет 3 (1+2=3).
      Выпало 3
       7 8, игрок берет 10 (3+7=10).
      Выпало 3 5 6, игрок берет 10 и 4 (3+5+6=14=10+4). Обратите внимание: одну десятку без четверки взять нельзя, нужно набрать точную сумму. Но можно использовать не все карты. Так, в этот ход игрок мог взять только 9 (3+6=9) или только 8 (3+5=8). Если на поле нет желаемой карты, приходится составлять комбинацию из того, что есть.
      Внимание! Несмотря на то, что игра идет несколькими колодами и на поле лежат одинаковые карты, при собирательном ходе взять за карту точно такую же карту нельзя. Однако в следующем примере вторую девятку с поля игрок может взять за четверку и пятерку.
      Выпало 4
      5 9, игрок берет 9 (4+5=9).
      Собирательный ход позволяет взять и за одну карту несколько других на ту же сумму (но, повторимся, не ту же самую карту), причем действия могу выполняться по нескольким мастям одновременно:
      Выпало 4 6 9
      , игрок берет 10 8 T (4+6=10 и 9=8+1).
    • Поперечный ход. Если у игрока выпали две (или все три) карты одного достоинства, игрок может взять карту любой масти такого же достоинства из тех, что есть на поле.
      Выпало 7 7 4
      , игрок берет 7.
      В отличие от собирательного хода, при поперечном ходе игрок может взять с поля точно такую же карту, как одна из выпавших:
      Выпало 10
      10 3, игрок берет 10.
      Правило распространяется и на «картинки», включая Джокеры.
      Выпало Joker Joker 8
      , игрок берет Joker. Очень хороший ход, правда, редкий. Впрочем, мы забежали немного вперед: как берутся «картинки», будет ясно из описания второго этапа игры.
      Внимание! Делать одновременно и собирательный и поперечный ход, даже если карты позволяют, игрок не может, он должен выбрать что-то одно:
      Выпало T 5 5
      , игрок берет либо 6 (1+5=6), либо 5 (5⋂5=5).
  • 2 этап игры. Пожива. Для взятия «картинки» с поля складываются значения выпавших карт независимо от масти (в отличие от собирательного хода, где складываются значения карт одной масти). С момента взятия первой «картинки» начинается второй этап игры, при этом все игроки получают дополнительную возможность: возвращать на поле карты, которыми они не пользовались во время хода (возврат). Чтобы взять Валета, «денежных» карт должно выпасть на сумму ≥15, Даму – на сумму ≥20, Короля – на сумму ≥25 и Джокера – на сумму ≥30. Как же может выпасть сумма больше 30, спросите вы, ведь максимум, что может выпасть, это три десятки, то есть ровно 30? Терпение, друзья, скоро вы это узнаете. «Картинку» можно взять любой масти, из тех, что имеются на выпавших картах. Примеры:
    Выпало 6
     2 9, игрок берет В или В (6+9=15) и может вернуть на поле двойку – она не использовалась.
    Выпало 4
    10 10, игрок берет Д или Д, или Д (4+10+10=24). В данном примере, если игрок возьмет Даму треф или пик, он может вернуть на поле четверку червей: две десятки дают необходимые 20, но если он возьмет Даму червей, четверку вернуть уже нельзя: карта использовалась для получения нужной масти. Взятие «картинки» не является обязательным. Так, в последнем примере игрок мог выполнить поперечный ход и взять с поля любую десятку. Однако нельзя делать несколько ходов одновременно. Игрок сам выбирает, брать ли ему «картинку», делать собирательный, поперечный ход, выполнить ли только возврат или не делать вообще ничего.
    • Действия, выполняемые «картинками»
      Если выпало несколько «картинок», может быть разыграна только одна, любая из выпавших. Каждая из «картинок» позволяет выполнить одно из двух действий на выбор (у Джокера три действия на выбор).
      Валет позволяет взять с поля любую «денежную» карту тех мастей, которые есть среди выпавших карт:
      Выпало В 6 7, игрок берет 10 или 10, либо, если нет десяток, карту меньшего достоинства этих мастей.Другое возможное действие Валета: открыть еще одну карту из своей колоды и добавить ее четвертой картой к играемым. Валет считается отыгравшим и в этот ход больше не используется, но остальные карты могут быть использованы для собирательного, поперечного хода или взятия «картинки». В нашем примере:
      Выпало В
      6 7 плюс открыли 9, можно взять Д или Д (6+7+9=22). Дама позволяет взять с поля любую «денежную» карту тех мастей, которых нет среди выпавших карт:
      Выпало Д 8 5, игрок берет 10, либо любую другую пиковую карту (остальные масти есть среди выпавших карт).Другое возможное действие Дамы: взять (стащить) у противника (при игре вдвоем, а при игре с большим числом участников – у соседа слева или справа на выбор, но не более двух раз подряд у одного и того же игрока) верхнюю (закрытую) карту из его колоды в руке. Стащенная карта кладется к себе в сброс. Возвращать сразу ее на поле нельзя, даже если она вам совсем не нужна. Король обладает удвоенными свойствами Валета, то есть позволяет либо взять с поля две любых «денежных» карты тех мастей, которые есть среди выпавших карт, либо открыть еще две карты из своей колоды и добавить к играемым:
      Выпало К 7 8, плюс открыли 8 9, игрок берет Joker (7+8+8+9=32).Выпало К В 6 плюс открыли К В, игрок может взять с поля любого Валета поперечным ходом, но короля поперечным ходом взять нельзя: первый Король считается отыгравшим при открывании двух дополнительных карт. Джокер обладает всеми свойствами Дамы и Короля: позволяет либо взять с поля две «денежных» карты любых мастей, либо открыть еще две карты из своей колоды и добавить к играемым, либо стащить у противника верхнюю карту из его колоды в руке.
  • Окончание игры. Игра продолжается до тех пор, пока на игровом поле не закончатся все «картинки», кроме Джокеров (Джокеры могут остаться не разыгранными), либо, наоборот, не закончатся все Джокеры (но на поле останутся не разобранные «картинки»). После чего каждый игрок объединяет те карты, что у него в руке с теми, что лежат около него на столе в сбросе, и производит подсчет очков в своей колоде. Напомним, «денежные» карты очков не приносят, Валет стоит 2 очка, Дама – 3, Король – 4 и Джокер – 7. По взаимной предварительной договоренности игроки могут биться «до последнего вздоха», то есть до взятия всех «картинок», включая Джокеров. В этом случае нетрудно будет проверить правильность подсчета очков, поскольку общее число очков равно 50 × число колод, использованных в игре. Победителем является участник, набравший наибольшее число очков. При равном числе очков победителем становится участник, у которого в колоде сохранилась наименьшая «денежная» карта.

Вариант игры

Командная игра. В «ДоМиМи» можно играть, разбившись на команды. При этом добавляются несколько правил.
Для игры двумя командами необходимо четное число участников. Игроки садятся через одного, так, чтобы соседями у каждого были игроки другой команды. Все игроки одной команды начинают картами красных мастей (♥♦
), другой – черных (). Вшестером и вдевятером возможна игра тремя командами. При четном числе игроков возможна игра парами (пары садятся друг напротив друга). Важно чтобы начальный состав мастей у игроков одной команды был один и тот же и не совпадал с составами мастей других команд.
Главное отличие командной игры от игры «каждый за себя» заключается в том, что взятые карты игрок может забрать себе, а может отдать товарищу по команде, положив ему в сброс.
И, разумеется, очки в конце игры подсчитываются для всей команды, суммируя очки каждого участника.